ГЛОССАРИЙ

Ассоциация транспортных инженеров при поддержке партнеров формирует список часто упоминающихся в нашей профессиональной сфере терминов и определений.

Валидация (Validation)

– оценка достоверности модели путем сравнения результатов, полученных с помощью модели, с фактическими данными.

Верификация (Verification) 

– проверка соответствия формы модели условиям исследуемого объекта, другими словами, это процесс проверки правильности структуры (логики) модели.

Выручка (Revenue) 

– сумма денежных средств, полученная от реализации произведённой продукции, услуг, работ за определённый период. Рассчитывается как сумма произведений стоимости совершенных различным способом (наличные, транспондеры и др.) транзакций на их количество.

Горизонт прогнозирования (Forecast horizon) 

– будущий период или расчётный срок, на который осуществляется прогноз.

Группы однородного поведения (Homogeneous behavior groups) 

– однородные по поведению классы участников движения, на которые делится население моделируемой территории. Транспортное поведение представителей разных групп должно различаться, а поведение представителей одной группы должно быть, по возможности, максимально похожим. Примерами групп однородного поведения могут быть «Пенсионеры», «Школьники» и т. д. 

Группы источник-цель (Origin-destination group) 

– дезагрегированные классы перемещений, выделяемые в целях детализации модели создания транспортного движения по признаку общности причины поездки. Примерами групп «источник-цель» являются: группа «Дом-Работа» (множество всех совершаемых на моделируемой территории в единицу времени поездок из дома на работу), группа «Работа-Покупки» (множество всех поездок с работы за покупками) и т. д.

Данные статистики (Land use statistics) 

– социально-экономические характеристики транспортных районов, которые используются в качестве исходных данных на этапе создания транспортного движения. Такими данными могут быть: численность населения транспортного района, численность рабочих мест в транспортном районе, численность занятого населения транспортного района, численность проживающих в транспортном районе учащихся, численность учебных мест на территории данного транспортного района, численность рабочих мест в сфере услуг.

Данные структуры транспортной сети (Network data) 

– данные сети, которые оказывают влияние на перемещения. В состав данных структуры транспортной сети входят такие данные, как максимальная допустимая скорость для каждого отрезка, количество полос, данные о фазах светофорных циклов, пропускная способность, расписание и маршруты общественного транспорта и др.

Движение в цель (Attraction) 

– количество перемещений в единицу времени, целью (конечным пунктом) которых является один и тот же транспортный район.

Движение из источника (Production) 

– количество перемещений в единицу времени, источником (отправным пунктом) которых является один и тот же транспортный район.

Диаграмма паук (Flow bundle) 

– это картограмма, показывающая формирование транспортного и/или пассажирского потока через выбранный (один или несколько) объект сети (отрезок, район). Данная картограмма показывает источники и цели транспортного потока, а также прохождение по графу транспортной сети (пути) перемещений. Она позволяет оценить возможность перехвата таких потоков.

Калибровка (Calibration) 

– если результаты валидации показывают недопустимые отклонения между натурными наблюдениями и результатами расчетов по транспортной модели, проводятся изменения в параметрах модели (параметрах процедур расчета транспортного спроса и/или настройках транспортного предложения), например, показатели подвижности, характеристика сети, и т. д.

Кордонный транспортный район (Cordon traffic zone)

– фиктивный транспортный район, расположенный на границе моделируемой пространственной области. Кордонные районы аккумулируют все перемещения между моделируемой пространственной областью и «внешним миром».

Коэффициент загрузки (Volume capacity ratio)

– показатель напряженности движения на отрезке транспортной сети, определяемый как отношение интенсивности движения к пропускной способности. Служит, в частности, для определения времени движения при заданной интенсивности с помощью CR-функции.

Макроэкономические показатели (Macroeconomic indicators)

– сводные показатели объемов потребления, производства, расходов, доходов, благосостояния населения, экспорта, импорта, экономического роста и т. п.

Матрица корреспонденций (Origin-destination matrix)

– матрица, элементами которой являются значения количества перемещений между каждой парой транспортных районов. Матрицы корреспонденций можно детализировать по видам транспорта, длительности анализируемого интервала времени и причинам поездки.

Матрица затрат (Skim matrix)

– матрица, элементами которой являются данные о затратах времени, расстояниях, стоимости или других показателях затрат на перемещения между каждой парой транспортных районов.

Модель выбора транспорта (Mode choice model)

– третий этап вычислительного алгоритма стандартной четырёхшаговой модели расчёта транспортного спроса. Основан на вероятностных моделях дискретного выбора (это может быть модель линейной вероятности, Probit- или Logit-модель, модель бинарного, множественного или ранжированного выбора, «гнездовая» модель и т. д., конкретная спецификация модели выбора транспорта и численные значения её параметров определяются в ходе калибровки модели). Предназначена для моделирования распределения пассажирских корреспонденций между общественным и индивидуальным транспортом, а также по конкретным системам транспорта.

Модель распределения по сети (выбор пути) (Assignment model)

– четвёртый, завершающий этап вычислительного алгоритма стандартной четырёхшаговой модели расчёта транспортного спроса. Модель основана на поиске устойчивого равновесного распределения потоков по сети. Результатом является набор значений расчётной нагрузки, детализированной по системам транспорта, для каждого отрезка сети, а также для каждого маршрута общественного транспорта.

Модель распределения транспортного движения (Trip distribution model)

– второй этап вычислительного алгоритма стандартной четырёхшаговой модели расчёта транспортного спроса. Результатом расчёта являются матрицы корреспонденций, детализированные по слоям спроса, но без разделения на корреспонденции посредством различных видов транспорта. Модель распределения транспортного движения предназначена для определения расчётных модельных значений транспортных потоков между транспортными районами в зависимости от выбора цели поездки.

Модель создания транспортного движения (Trip generation model)

– начальный этап вычислительного алгоритма стандартной четырехшаговой модели расчета транспортного спроса. В качестве исходных данных моделирования используются данные социальной статистики по районам. Модель основана на том, что для каждого слоя спроса выбирается пара типов референтных групп, одна из которых связана с потенциалом района как источником поездок, относящихся к конкретному слою спроса, а другая – с потенциалом района как цели, или центра притяжения поездок, относящихся к данному слою спроса. Затем на основе выборочных данных о распределении поездок по слоям спроса для каждого слоя спроса рассчитывается степень создания потока и степень притяжения потока. Значения степеней создания и степеней притяжения предполагаются одинаковыми для всех транспортных районов. Результатом расчёта являются входящие и выходящие транспортные потоки по каждому району, детализированные по слоям спроса. Они являются исходными данными для модели распределения транспортного движения.

Модификация (Modification)

– определенное изменение характеристики сети, графа сети, и/или структуры спроса на транспорт.

Отрезок (Link)

– объект модели транспортного предложения, являющийся модельным образом элементарного участка автомобильной дороги, железной дороги, водного пути и т. д. Каждый отрезок характеризуется рядом геометрических параметров (длина, кривизна и др.) и динамических параметров (максимальная разрешенная скорость, пропускная способность), а также списком систем транспорта, для движения которых открыт данный отрезок.

Оценочная функция/функция полезности (Utility function)

– математическая функция, описывающая зависимость вероятности поездки от затрат на эту поездку. Параметры функции оценки характеризуют уровень мобильности населения, а также предпочтения участников движения относительно различных видов транспортных средств. Оценочная матрица, составленная из значений функции оценки для каждого элемента матрицы затрат, используется на этапе распределения транспортного движения по районам и этапе выбора транспорта.

Примыкание (Connector)

– вспомогательный объект сети, представляющий собой специальный отрезок, одной из вершин которого является центроид некоторого транспортного района, а другой – узел сети. Примыкания выполняют функцию соединения сети и районов в единую конструкцию.

Референтная группа (Referent person)

– элемент данных социальной статистики определённого типа, формирующий исходящий транспортный поток или являющийся фактором притяжения входящего транспортного потока, порождаемого конкретной причиной поездок. Референтная группа – не обязательно группа людей. Например, рабочие места являются референтной группой для движения в цель, связанного с причиной поездки «Дом-Работа». Референтной группой для движения из источника, связанным с этой же причиной поездки, являются трудящиеся, т. е. имеющие работу жители района. Количество представителей референтных групп каждого типа на всей территории, транспортная инфраструктура которой подлежит моделированию, используется для расчёта степеней создания и степеней притяжения транспортных потоков.

Сегмент спроса (Demand segment)

– используется для моделирования перемещений с использованием одной или нескольких систем транспорта различных групп людей, так как, например, предпочтения у пенсионеров и студентов могут быть разными. Сегменты спроса связаны с матрицами корреспонденций. Участники движения одного сегмента спроса общественного транспорта имеют возможность сменить систему транспорта в рамках одной поездки. Каждому сегменту спроса соответствует ровно одна матрица корреспонденций.

Система транспорта (Transport system)

– объект модели транспортного предложения, определяемый посредством пары, состоящей из типа транспорта (индивидуальный или общественный) и транспортного средства (автобус, троллейбус, автомобиль и т. д.).

Слой спроса (Demand stratum)

– класс перемещений, имеющих общую причину и совершаемых участниками движения, которые характеризуются однородностью транспортного поведения. В модели транспортного спроса каждый слой спроса формально описывается посредством пары, состоящей из одной группы «источник-цель» и одной группы однородного поведения. В модели создания транспортного движения расчетный транспортный поток детализируется по слоям спроса в целях большей точности модели. В модели распределения транспортного движения по каждому слою спроса рассчитывается ровно одна матрица корреспонденций.

Степень притяжения (Attraction rate)

– среднее количество перемещений в данный район-цель в единицу времени, совершаемых по конкретной причине (например, «Дом-Работа», «Учеба-Прочее» и т. д.) и соотносимых с представителем конкретной референтной группы. 

Степень создания (Production rate)

– среднее количество перемещений из данного транспортного района в единицу времени, совершаемых по конкретной причине (например, «Дом-Работа», «Учеба-Прочее» и т. д.) и соотносимых с представителем конкретной референтной группы.

Стоимость времени (Value of Time)

– денежный эквивалент, который определяет стоимость в деньгах одного затраченного часа. В модели распределения по сети (выбора пути) используется стоимость времени для определения готовности платить за использование платного участка сети при условии экономии времени на проезд.

Сценарий (Scenario)

– набор модификаций модели базового года для расчета различных вариантов прогноза интенсивности движения по транспортной модели.

Тарифная сетка

– совокупность тарифов на проезд различных классов транспортных средств в зависимости от расстояния, количества проезжаемых тарифных зон, времени проезда и способа оплаты.

Трафик (Traffic)

– интенсивность движения транспортных средств в определенные интервалы времени.

Транспортное предложение (Traffic supply)

– совокупность данных о транспортной сети моделируемой области. Включает информацию о взаимном расположении и протяжённости автомобильных дорог и железнодорожных путей, информацию о подвижном составе, расписании движения общественного транспорта, расположении остановок общественного транспорта и режимах регулирования движения в узловых пунктах сети. В транспортной модели описывается посредством системы узлов, соединенных отрезками, а также списком систем транспорта.

Транспортные районы (Traffic zones)

– элементарные единицы пространственной структуры области планирования. Оптимальным является районирование по функциональному признаку (например, на основе функционального зонирования согласно Генеральному плану развития города). В случае невозможности получения статистической информации при районировании по функциональному признаку допустимым является районирование на основе административно-территориального деления. Транспортные районы играют роль центров генерации и центров тяготения транспортного движения. В модели описываются с помощью центров тяжести, или центроидов.

Транспортный спрос (Traffic demand)

– совокупность данных о последовательности решений, принимаемых участниками транспортного движения по поводу осуществления поездок, выбора времени поездки, цели поездки, вида транспорта и конкретного маршрута, а также возникающих в результате реализации этих решений распределений межрайонных корреспонденций и транспортных потоков по маршрутам в сети.

Транспортное поведение населения (Mobility behavior)

– данные о совокупности решений, принимаемых участниками движения в части выбора места назначения поездки с конкретной целью, выбора транспортного средства, выбора маршрута и т. д.

Узел (Node)

– объект модели транспортного предложения, являющийся модельным образом перекрестка, развязки, примыкания автомобильной дороги, стыковки железной дороги, водного пути и т. д. Отрезки в транспортной модели всегда начинаются и заканчиваются в узлах.

Функция ограничения пропускной способности/CR-функция (Capacity restraint function)

– математическая функция, характеризующая зависимость времени прохождения отрезка транспортной сети от коэффициента загрузки отрезка. Один из наиболее популярных в практике транспортного моделирования вариантов CR-функции – так называемая BPR-1 функция, рекомендованная Бюро дорог общего пользования США (Bureau of Public Roads).

Центр тяжести/центроид (Centroid)

– объект модели транспортной сети, представляющий собой узел специального вида, являющийся модельным образом транспортного района. Центроиды соединяются с сетью через примыкания и выполняют функцию генерации и накопления (притяжения) имеющего место в сети транспортного движения.