Заставка 500_500.jpg

Качественное планирование – основа управления рисками в новых условиях: итоги VII конференции «Транспортное планирование и моделирование – 2022»

23/05/2022

На прошлой неделе 17 и 18 мая проходила VII международная научно-практическая конференция Ассоциации транспортных инженеров «Транспортное планирование и моделирование. В этом году она была организована в онлайн-формате, в конференции приняли участие около 1000 человек из 109 городов 25 стран мира. 

Изменения во внешнеполитической и экономической ситуации внесли свои коррективы в программу конференции. В этом году не было отдельной сессии с иностранными спикерами, а главные вопросы всех обсуждений касались адаптации транспортной отрасли и путей ее дальнейшего развития в изменившейся обстановке.

Адаптация и развитие транспортных систем к новым условиям текущие задачи и возможные измения

Также ключевыми темами стали развитие общественного транспорта в рамках Национального проекта «Безопасные качественные дороги», развитие транспортных систем в регионах, ускорение цифровизации транспортной отрасли, велосипеды и средства индивидуальной мобильности (СИМ). Впервые в этом году прошла отдельная сессия, посвященная информационному сопровождению транспортных проектов и реформ.

Из года в год участники подчеркивают первостепенную важность подготовки квалифицированных кадров для транспортной отрасли и ключевую роль транспортного планирования на основе моделирования. Большое внимание было уделено вопросам внедрения интеллектуальных транспортных систем (ИТС), применения программных продуктов и IT-решения для транспортной отрасли в условиях внешних санкций.

И. о. заместителя генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Екатерина Брязгина подчеркнула, что «развитие транспортных систем зависит от активной транспортной политики». По ее мнению, бездействие городов приведёт к деградации общественного транспорта, поэтому, чтобы управлять рисками, нужно увеличивать перевозки по регулируемым тарифам и наращивать муниципальные парки.

Руководитель проектного офиса ВЭБ.РФ по развитию общественного транспорта Александр Кондрашов, говоря о развитии инфраструктуры для общественного транспорта, отметил, что это «всегда игра в долгую, нельзя смотреть на инфраструктуру с периодом планирования 1-2 года». Все начинается с правильного планирования. При этом, он также отметил, что послабления для бизнеса, которыми пытаются компенсировать возникшие проблемы, отбрасывают отрасль назад.

Генеральный директор компании SIMETRA Владимир Швецов обратил внимание участников на то, что сейчас будет расти спрос на качественное транспортное планирование. За счёт качественного планирования и моделирования можно добиться серьёзного улучшения работы общественного транспорта даже без дорогостоящих инфраструктурных мероприятий.

Тренд на развитие общественного транспорта продолжает удерживать в России крепкие позиции уже несколько лет. Эксперты из регионов поделились своим видением, как в изменившихся условиях будут продолжаться начатые преобразования.

Общественный транспорт текущая ситуация, новые вызовы и перспективы развития..jpg

В Челябинске транспортная реформа будет доведена до конца. Сейчас там реализуются четыре глобальных проекта: метротрамвай, развитие трамвайной инфраструктуры, первая в России троллейбусная концессия и маршрутная реформа.

В Новокузнецке трамвай и троллейбус останутся муниципальными, без концессий и ГЧП. Будет развиваться электротранспорт при сохранении автобусов, планируется запуск городской электрички, в отдельных районах запустят троллейбус и вернут трамвай.

В Краснодаре троллейбус использует дороги общего пользования, поэтому выгоднее развивать трамвай, идущий по выделенным путям с более высокой скоростью. Планируется проложить 75 км новых линий, также в городе прорабатывается вопрос концессии.

Отдельное внимание было уделено вопросам безопасности общественного транспорта. Участники отметили, что необходимо пересмотреть неэффективные и ресурсозатратные нормы транспортной безопасности. Вопросы нужно решать более экономичными для перевозчиков средствами, например, системой централизованной охраны общественного транспорта с подключением служб быстрого реагирования в режиме реального времени по сигналам аппаратуры ЭРА-ГЛОНАСС.

Еще один важнейший тренд последних лет – ускорение цифровизации транспортных систем городов и регионов, внедрение ИТС. В этом процессе тоже есть много нюансов и сложностей.

Ускорение цифровизации транспортных систем городов и регионов - основные вызовы.jpg

Директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» города Казани, д.т.н. Рифкат Минниханов обратил внимание на такую проблему: ИТС разработана, а пользоваться ей некому. «Вложены хорошие деньги, система работает, но непонятно для кого. Не хватает специалистов, умеющих работать с данными. Поэтому тема подготовки кадров очень важна», – отметил эксперт.

Это же подчеркнул и заместитель руководителя Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Игорь Костюченко. Он отметил, что ускорение цифровизации транспортных систем должно идти через школу транспортных инженеров.

Сейчас готовится закон о национальной сети ИТС. Есть объективная политическая возможность для экономического рывка в транспортной отрасли для решения задач в этом направлении. Иначе, как отмечали в своих выступлениях буквально все эксперты, без решения вопросов на федеральном уровне по системам связи, позиционированию, искусственному интеллекту, ИТС разбивается на отдельные подзадачи. Отсутствие унифицированного подхода к созданию ИТС ведёт к нарушению связности транспортно-логистических комплексов, снижению качества и повышению стоимости транспортных услуг.

Как отметил заместитель генерального директора по коммерческим вопросам компании SIMETRA Дмитрий Ставский, ИТС должны не быть разрозненной историей и должны обеспечивать «бесшовность» данных по регионам. Качественная реализация ИТС строится на высоком уровне первичных данных. Для создания ИТС развиваются отечественные программные решения.

Участники конференции пытались найти ответ на вопрос, что станет с использованием личных автомобилей в сложных экономических условиях: станет ли он изгоем в городах или некой привилегией? Особенно на фоне роста популярности средств индивидуальной мобильности и велосипедов. Средствам микромобильности была посвящена отдельная сессия, на которой специалисты рассказали, что в этом направлении делается в Южно-Сахалинске, Москве, Алматы.

Велосипеды и СИМ реальные конкуренты традиционным видам транспорта.jpg

Как отметил генеральный директор ООО «Исследовательский центр городских технологий и урбанистики» Илья Абросимов, в городах, где не делают платных автопарковок, развитая велоинфраструктура не даёт молодёжи привыкать к поездкам на автомобиле.

В Южно-Сахалинске сейчас стоит задача связать велодорожками весь город воедино: от велопарковок в центре – до велобоксов в микрорайонах. Директор «Центра развития городской среды» Южно-Сахалинска Василий Вишневский сказал, что «история развития велоинфраструктуры – это классические пять стадий принятия неизбежного», и из 1100 городов России СИМ будут развивать максимум 50-100, это покажут ближайшие 2-3 года.

В Москве правила и соглашения пользования СИМ снижают число ДТП и количество негатива. Для электросамокатов ввели «медленные зоны» в местах, где много пешеходов. Каждый год длительность сезона велопроката и кикшеринга расширяется. Важно делать инфраструктуру и сервисы шеринга удобными для людей,

В Москве правила и соглашения пользования СИМ снижают число ДТП и количество негатива. Для электросамокатов ввели «медленные зоны» в местах, где много пешеходов. Каждый год длительность сезона велопроката и кикшеринга расширяется. Важно делать инфраструктуру и сервисы шеринга удобными для людей, а размер парка проката должен соответствовать размерам города.

В Алматы даже автолюбители и жители, не пользующиеся СИМ, считают, что надо развивать велоинфраструктуру и разделять транспортные потоки. Сервис проката работает круглогодично, несмотря на снег. Все расходы по созданию велоинфраструктуры несёт город. Обустройство велоинфраструктуры – это компромисс с малым бизнесом и автомобилистами.

Множество интересных докладов было представлено во второй день конференции. Темы касались информационной поддержки транспортных реформ, подготовки кадров, транспортного планирования и моделирования, внедрения ИТС, применения программных продуктов и IT-решений.

Самой многочисленной по числу участников уже традиционно стала сессия «Транспортное планирование и моделирование», которая была разделена на две части – «Исследования» и «Проекты». Профильные специалисты из разных регионов России, а также из Узбекистана и Беларуси, поделились практическим опытом и научными изысканиями. На сессии был анонсирован третий выпуск Рейтинга городов России по качеству общественного транспорта, который выйдет в июне.

На сессии о информационном сопровождении транспортных проектов и реформ, которую провел управляющий партнёр Стратегической группы «Гиперион» Артур Щеглов, отметили необходимость проведения разъяснительной работы о смысле преобразований для жителей городов.

Важно правильно построить работу с предложениями, поступающими от населения: во-первых, понимать, что планировщики и заказчики проекта применяют эти обращения по-разному, исходя из своих целей работы, во-вторых, понимать психологические основы работы с предложениями и отдельно прорабатывать негативные отклики.

Участники конференции отметили живую атмосферу, высокое качество экспертизы, неизменно высокий уровень профессионализма спикеров. Записи всех выступлений и презентации будут размещены на сайте Ассоциации транспортных инженеров.

 

Благодарим всех, кто был с нами эти два дня: смотрел трансляции, участвовал, выступал, задавал вопросы! Увидимся на нашей ежегодной конференции «Транспортное планирование и моделирование» в 2023 году.