top of page
Москва

Какой вариант

модернизации и развития городского электрического транспорта более эффективен?

Собрав профессионалов транспортной отрасли, мы постарались разобраться - какой вариант модернизации инфраструктуры и обновления подвижного состава городского электрического транспорта более эффективен - концессия или государственные закупки?

Infraclub_web_edited.png
%D0%90%D0%A2%D0%98_%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0
%25D0%259C%25D0%2590%25D0%259F%2520%25D0

Приглашённых спикеров мы условно разделили на 2 команды с разными точками зрения на то, какой подход к модернизации инфраструктуры и обновлению подвижного состава позволит решить текущие проблемы в сфере общественного транспорта.

Команда

"КОНЦЕССИЯ"

Команда 

"ГОСЗАКУПКИ"

Shestopalov.png

Андрей Шестопалов

Генеральный директор

«Первая компания транспортной инфраструктуры»

(ПКТС)

morozov_edited.png

Александр Морозов

Вице-президент Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ)

paschenko_edited.png

Владимир Пащенко

Начальник

управления

транспортного

планирования

ФАУ «РОСДОРНИИ»

Горев А.Э.__

Андрей Горев

Профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ, д.э.н., член Правления Ассоциации транспортных инженеров

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ

ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА 

Как Вы оцениваете текущее состояние 

общественного транспорта в России? 

В чем видите причины неудач?

КОНЦЕССИЯ

00:00 / 02:27

Мы считаем, что система городского электрического транспорта (ГЭТ) является частью системы общественного транспорта, и, соответственно, состояние систем ГЭТ напрямую влияет на качество предоставляемых услуг транспортного обслуживания населения.

При этом износ основных фондов ГЭТ в России оставляет от 80 до 100%. Понятно, что изношены вагоны и пути, но самое главное, что до сих пор в большинстве городов полная дезинтеграция и каша.

Мы считаем, что главная проблема -

это состояние мозгов и состояние управления

этими системами.

ГЭТ получает субсидии во многом благодаря отсутствию нормального заказа на услуги электротранспорта. Потому что если есть заказ, то будут и закупки подвижного состава, и будет создаваться инфраструктура. За прошедшие 30 лет мы "проели" тот запас ресурса, который имеют наши трамваи и троллейбусы.

При этом мы с вами убеждаемся, что даже при полном отсутствии финансирования трамвай все равно продолжает ходить.

1/6

Чтобы восстановить необходимое нормативное состояние, потребуются значительные ресурсы, которые города сейчас могут не потянуть. Следовательно, проблема плачевного состояния городского электрического транспорта - это проблема управления, которая состоит из следующих элементов: планирование, управление, оценка работы и изменение. Вот в этом смысле, в плане транспортного планирования и управления общественным транспортом, у нас беда в Российской Федерации.

ГОСЗАКУПКИ

00:00 / 05:01

На самом деле на этот вопрос ответ всем известен. Но я бы хотел добавить, чтобы всем запомнилось, - ситуацию надо оценивать как кораблекрушение! Нам следует осознать, что с городским транспортом произошла катастрофа! 

Этот процесс продолжался естественным путем 30 лет. И сейчас нам нужно сначала разобраться с причинами, а потом, понимая это, предлагать варианты развития. Большинство причин, которые привели к упадку общественного электрического транспорта, не изжиты, они на месте и никуда не делись! 

Будучи отпущенными в рынок, пассажирские перевозки быстро деградировали по следующим причинам:

  • наличный расчет с пассажирами,

  • наполняемость салона,

  • опасное вождение,

  • низкая цена входа в бизнес пассажирских перевозок,

  • хранение и обслуживание подвижного состава вне специализированных предприятий.

Уход государства и муниципалитетов из регулирования общественного транспорта привел к такому явлению, которое называется "маршрутка". Мы надеемся, что оно скоро исчезнет, но его появление объективно, и условия для его сохранения в настоящий момент НЕ устранены. Вот на этот факт я прошу отдельно обратить внимание, потому что если мы ничего не делаем с теневой экономикой, то ничего не поменяется.  

Существуют ли в России успешные неконцессионные системы городского электрического транспорта?

ГОСЗАКУПКИ

00:00 / 04:31

Несмотря на общую тенденцию упадка городского электрического транспорта, все равно можно найти примеры, когда даже небольшое внимание к этим системам приводит к очень хорошим результатам.

КОНЦЕССИЯ

00:00 / 05:03

На самом деле, конечно, не все системы находятся в упадочном состоянии. У нас есть вполне неплохие города - Краснодар, Ижевск, Санкт-Петербург, Казань, но и у них существуют свои проблемы.

Подвижной состав обновляется исключительно за счет реноваций и ремонта, новые вагоны не поступают, нет электронного проездного. Везде, в лучшем случае, хороший советский формат и, к сожалению, такого комплекса, какой действительно достигнут на "Чижике", достичь не удается, потому что нет такого хозяина, который взялся бы за это и сказал: "Это моё, я добьюсь, чтобы здесь было хорошо!".

Чиновник отходит в сторону - если не удается наладить работу с пересечением по светофору, ну, значит, ничего нельзя сделать. Нет хозяина, который говорит, что "это важнее, и я это продвину"!