8 (812) 309-25-40
info@traffic-ing.ru
191014, Санкт-Петербург, а/я 53
Вебинар

Искусственный интеллект и автомобильный транспорт​

Дата: 28 июня 2017 г.
Спикер: Р.В.Душкин, участник Ассоциации транспортных инженеров, заместитель генерального директора по Интеллектуальным транспортным системам и АПК "Безопасный город" компании "ВойсЛинк"

План вебинара.
  1. ​Что такое Искусственный Интеллект?
  2. Современное состояние технологий
  3. Какие задачи в области транспорта перейдут в ведение Искусственного Интеллекта?
  4. Текущие задачи и ближайшее будущее
  5. Что же такое "Интеллектуальность"?
Для тех, кто по каким-либо причинам не смог принять участие в вебинаре, мы публикуем видеозапись вебинара, презентацию доклада и текстовую трансляцию вопросов слушателей и ответов спикера.
По окончании основного доклада, слушателям была предоставлена возможность задать интересующие вопросы в текстовом чате. Ниже мы приводим основные вопросы участников вебинара и ответы спикера (лексика и орфография сохранены).

Примеры практические применения ИИ в ТИС есть?

Ответ: На текущий момент можно сказать, что наиболее ярким применением методов ИИ в рамках автоматизации транспорта являются решение таких задач, как сетевое адаптивное управление светофорными объектами и видеоаналитика.

Роман, что вы понимаете о самообучении интеллектуальных систем. Что конкретно под этим определением понимается - алгоритмы, методики, есть ли примеры?

Ответ: Самообучение — это процесс самостоятельного изменения интеллектуальной системой сценариев работы, правил в базах знаний и даже своего собственного кода. Под простым обучением (с учителем) также можно понимать как индуктивное машинное обучение, так и дедуктивное посредством наполнения инженером по знаниям баз знаний системы. В качестве примера также можно привести систему адаптивного управления светофорами — в ней производится подстройка параметров светофорного регулирования в зависимости от параметров транспортных потоков. Впрочем, это очень слабый пример.

Насколько проблематичным Вам представляется постепенное внедрение автономных автомобилей в транспортные системы. В частности, насколько успешно могут функционировать агенты в многоагентных системах при смешанном потоке из "умных" автомобилей и тех, что управляются человеком?

Ответ: Это видится очень проблематичным, поскольку в «смешанном» потоке ездят не только автономные автомобили, которые будут создаваться как рациональные агенты, но и живые водители, которые являются иррациональными существами, предугадать поведение которых очень сложно. И потому на первом шаге автономные автомобили должны быть боле продвинуты, чем когда на автомобильных дорогах останутся только они.

В продолжение к вопросу. То есть полное, сто процентное внедрение автономных автомобилей видится невозможным без кардинальных перемен в правовой базе?

Ответ: Абсолютно верно. Правовая реальность в обязательном порядке должна отражать реальность объективную, в том числе и в технологическом аспекте. Плохо то, что чаще всего правовая реальность не успевает за развитием общества и технологий, а потому часто ограничивает их развитие. То же самое будет и в части автономизации автомобильного транспорта. Но в конечном итоге правовой реальности придётся учесть появление новых технологий де-факто.

Как Вы думаете, будут ли конфликтовать разные алгоритмы поведения автономных транспортных средств, разработанные разными производителями?

Ответ: Если подготовиться и стандартизировать требования к взаимодействию рациональных агентов друг с другом и «умной» инфраструктурой, то конфликтов быть не должно. Это же будут агенты с рациональным поведением :).

Существует ли сейчас работающая группа специалистов, которая проектирует и реализует в железе и софте Ваши идеи?

Ответ: Несомненно, такие группы существуют в широком множеств компаний, участвующих в разработке новых технологий. В том числе и в нашей компании «ВойсЛинк».
Как вы видите взаимодействие "умных" машин с непредсказуемыми пешеходами?

Ответ: Примерно так же, как и с другими непредсказуемыми объектами среды, в которой приходится действовать рациональным агентам. У автономных автомобилей должны быть средства, которые, во-первых, выделают пешеходов и среды, а, во-вторых, всё-таки пытаются предсказать их поведение. Последнее можно делать как на основе многочисленных статистических данных, так и принимая во внимание «худшее развитие» ситуации.

Размер инвестиций в области исследования ИИ в РФ и других странах сильно отличается. Яндекс недавно продемонстрировал машину с автопилотом. На лицо отсутствие заинтересованности людей способных вложить достойно серьезные средства в нашей стране. Как Вы думаете, появится ли в ближайшее время отечественный автомобиль способный самостоятельно двигаться по дорогам страны?

Ответ: По-моему, в РФ размер инвестиций во что бы то ни было сильно отличается от развитых стран. И Искусственный Интеллект здесь не исключение. Это, конечно же, очень прискорбно, поскольку ИИ — это та технология, которая позволит осуществить небывалый технологический рывок в самые кратчайшие сроки. И очень бы хотелось, чтобы настоящий ИИ, когда он появится, «думал» бы по-русски. Но, скорее всего, этого не произойдёт. Что касается появления в России автономного автомобиля, то, скорее всего, первым это сделает КАМАЗ.