Победители и проигравшие среди метрополитенов России

30/09/2018

Журнал Metro Report International опубликовал обзор эксперта по общественному транспорту (ОТ) Ассоциации транспортных инженеров Владимира Валдина «The winners and losers of Russian metros». Обзор существует только на английском языке. Эксклюзивно на нашем сайте и Телеграм-канале Ассоциации «Транспортир» – подборка интересных фактов из обзора на русском.
 

Метрополитены и FIFA World Cup 2018
Из 11 городов России, которые принимали Чемпионат мира по футболу 2018, метро есть в шести. 

 

В Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде в дни первенства наблюдался мощный прирост пассажиров из-за близости станций метро к стадионам. В Петербурге специально построили 2 новые станции, продлив Линию 3 на 5 км (14 из 37 млн руб. было выделено из федерального бюджета). В Нижнем Новгороде для обслуживания стадиона продлили Сормовско-Мещерскую линию на 2,5 км (6 из 11 млн руб. выделено из федерального бюджета).
 

Казань, Самара и Екатеринбург, несмотря на поданные заявки, связанное с чемпионатом финансирование на новое строительство не получили. Спортивные объекты там располагаются далеко от станций метро. Болельщики добирались до места на другом транспорте. 
 

Финансирование
Метро в России – муниципальное предприятие, оплата развития которого может вестись только из местных бюджетов. С введением в действие нового закона будет закрыта и последняя из лазеек, допускающих исключение в виде федерального финансирования. При этом в советское время все капитальные затраты финансировались из центра. С переходом к рыночной экономике с 1990-х до 2000-х годов доля выделяемых метрополитенам федеральных денег официально снизилась с 80 до 20%, а по факту – до 6-15%. 

 

«Километр метро» в глубоком исполнении стоит в среднем от 10 до 15 млрд руб., включая станции, наклонные ходы и инженерное обустройство, а строительство участка длится 5-6 лет. Есть способы снизить затраты на 15-30%, но даже для крупных регионов, где годовой бюджет не дотягивает до 200 млрд руб. (то есть практически для всей России), и эта цена – неподъемная.

Расширение сети

Москва – единственный город в России, где расширение сети метро все последние годы велось непрерывно, несмотря на финансовые трудности 1990-х. В 2018 году столица потратила на развитие этого транспорта 384 млрд руб. Из запланированного в программе на 2015-2025 гг. к настоящему моменты построено 54 км тоннелей и 34 станции.
 

Вторая по величине сеть – в Санкт-Петербурге. Здесь идет строительство семи новых станций. Строительство Линии 6 стопорится из-за неопределённости финансирования и споров о земельных участках для наземных сооружений. При этом пассажиропоток системы снизился с пикового значения 836 млн пассажиров в 2008 году до 727 млн в 2017-м, несмотря на открытие в этот период 5 новых станций.
 

В остальных пяти российских метро (Казань, Самара, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург) расширения сети в ближайшие годы не предвидится, если не считать, что в Самаре достраивают запланированные, но изначально не сданные выходы на землю на станции Алабинская. Причины – нехватка средств, низкие объемы пассажироперевозок.
 

Строительство первых линий метро в Красноярске, Омске и Челябинске началось в 2011-14 годах, но во всех трех городах работа вскоре была приостановлена. Уже прорытые тоннели требуют значительных затрат на консервацию, на что города тратят десятки миллионов рублей из областных бюджетов. Один из рассматриваемых вариантов, как превратить эти расходы в пользу для городов, – использовать тоннели для скоростных трамваев.
 

Планы строительства метро в Ростове-на-Дону, Перми и Уфе были отменены уже на этапе проектирования.
 

Подвижной состав
Парк метрополитенов России состоит из трех поколений подвижного состава. Большинство представлено вагонами разработки 1970-х, проекты 1990-х годов используются в Москве и Казани, более поздние поколения – в Москве и Санкт-Петербурге.

 

Только Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород в последнее время обновляли свой парк вагонов, при этом Москва занята этим процессом очень активно. Другие города приобретений не планируют. Исключение – Самара, которая в этом году должна бесплатно получить несколько подержанных составов «Русич» из Москвы взамен своих старых.
 

Фото автора
Читать обзор полностью >>

Please reload

Ассоциация транспортных инженеров

Все права защищены. 2015 - 2019